Персонал — это не только рабочая сила, но и ресурс развития организации предприятия. Для всесторонней оценки персонала применяют различные способы оценки: одни направлены на сравнении работников между собой, другие оценивают конкретное подразделение. Эффективнее будет анализировать отдельного работника, причем анализ может быть направлен как на профессиональные знания, так и на личностные качества. Руководители крупных компаний предпочитают оценивать персонал по методу 360 градусов, который направлен на:
- определение степени потребности сотрудника к обучению;
- установления уровня качества выполнения трудовых обязанностей;
- формирования команды из высококвалифицированных специалистов;
- сбор сотрудников в кадровый резерв.
Данный метод лучше использовать в организациях, в которых:
отсутствует авторитарный стиль управления
Метод «360 градусов» – метод, с помощью которого можно установить уровень владения различных компетенции работника за счет проведения опроса среди коллег испытуемого.
- Отсутствует авторитарный стиль управления;
- выражена коллективная работа;
- благоприятный психологический климат в коллективе.
Как и у любого другого инструмента оценки, метод «360 градусов» обладает преимуществами(+) и недостатками (-):
Преимущества |
+ Простота метода и его доступность; + Точная оценка; + Можно оценить сотрудника на соответствие стандартов; + Спроецировать SWOT-анализ. |
Недостатки |
— Анализ только навыков и поведения; — Невозможно оценить успехи в работе; — Невозможно определить кадровые вопросы. |
С помощью метода «360 градусов» можно оценивать:
- состояние коммуникаций в организации;
- психологический климат в организации и то, как он воздействует на продуктивность персонала;
- уровень подготовленности персонала.
Проведение оценки персонала по методу «360 градусов»
Частота проведения оценки раз в год.
- Установите измеримую цель — определите сегмент сотрудников, которые пройдут оценку (младший персонал, специалисты, начальники отделов, руководство).
- Соберите группу лиц (не более 12 человек), которые будут оценивать сотрудника. К опросу обязательно должны быть привлечены:
— сам сотрудник, которого проверяют;
— его руководитель;
— 2 вышестоящих начальника;
— 2-3 человека, находящихся в подчинении сотрудника;
— 2-3 колллеги, имеющих равную должность.
- Определите перечень навыков и компетенции, которым должен обладать сотрудник и установите приемлемый уровень.
- На основе п.3 разработайте опросник. Для точности результата добавьте в опросник вопросы дубли и перевертыши. К примеру:
— Знает, как заинтересовать партнеров и достичь всеобщего соглашения сторон.
— В переговорах с внешними клиентами не отстаивает только свои интересы.
- Установите критерии оценок. Не стоит использовать 5-ти балльную оценку. Ведь, для некоторых сотрудников достаточно знать компетенции на 3 балла. Примените описательную оценку: часто, редко и т.д. Если группа не сталкивалась с проявлением компетенций и навыков, то включите оценку «не видел проявления».
- Передайте опросник п.4 сформированной группе п.2.Попросите оценить сотрудника.
Пример вопросов для оценки персонала
- Может при необходимости принимать важные решения.
- При возникновениях проблем или конфликтных ситуациях нацелен на решение проблем и сглаживания конфликтов.
- Все предложения подчиненных оценивает на степень преимуществ и недостаток реализации, оценивает ресурсы необходимые для выполнения предложения
- Регулярно стремиться получить новые навыки и знания.
- Повышает квалификацию только по острой необходимости.
- Стратегические задачи выполняет сам, а операционные делегирует подчиненным.
- В сложных ситуациях решает проблемы самостоятельно или контролирует решение.
- Работники организации обращаются за советом или помощью.
- В сложных ситуациях были случаи проявления агрессии и злости.
- Не боится сталкиваться с неизвестностью.
- Не упускает бдительности при выполнении легких задач.
- Большую часть рабочего времени сотрудник хмурый и не общительный.
- Может признать свои ошибки и готов исправить их.
- Остерегается новшества.
- В стрессовых ситуациях умеет держать контроль.
- Учит подчиненных исправлять их ошибки в работе.
- Умеет мыслить на стратегически.
- Перед решение задачи всегда оценивает имеющиеся ресурсы.
- Мотивирует и подбадривает подчиненных.
- При постановке заданий учитывает профессионализм подчиненных.
- Считает, что контроль единственный способ поддерживать качество в работе.
- Инициирует обучение своих подчиненных.
- Не способен долго концентрироваться над одной задачи.
- При принятии решений преследует ценностям организации